В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других странах мирового сообщества все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. |
На современном этапе в России
формируется информационное общество, предъявляющее новые требования к системе
образования, обязательными условиями которого являются формирование компетенции
учащихся путём информатизации учебно-воспитательного процесса и систематического
использования новейших технологий на уроках всех предметных областей знаний. Основные задачи, поставленные в 2010-2011
учебном году, по информатизации в целом выполнены. Одной
из таких задач было создание локальной сети в школе. В этом учебном году гимназия
заключила договор по обслуживанию компьютеров с кампанией СофтЛайн, в
результате сотрудничества с которой закончен монтаж единой локальной сети, в
состав которой входят 32 компьютеров, что позволило организовать единое
информационное пространство гимназии. В гимназии установлен сервер, который
позволяет использовать антивирусную программу Касперского, его серверную
версию, программу фильтрации информации, поступающей с Интернета, «3procsy». Эта программа
позволяет обновлять «черный список» сайтов учителю информатики. Локальная сеть
позволила педагогам получить доступ к
сети Интернет. На сегодняшний день только три компьютера гимназии не подключены
к сети Интернет. Оборудованное современными аппаратными средствами и
функционирующее по адаптированным к условиям гимназии технологиям
информационное пространство позволит
оптимизировать использование учебного времени и повысить качество
образовательного процесса. В 2011 году приобретены 10 комплектов (компьютер, плазменная панель)
для начальных классов для обеспечения соответствия кабинетов новым федеральным
государственным образовательным стандартам, оборудован кабинет 41 для
проведения уроков истории и основ безопасности жизнедеятельности. На
сегодняшний день более 50% учебных кабинетов оборудованы компьютерной техникой,
на 100% кабинеты начальных классов. Пожалуй, в гимназии не осталось
педагогов, не понимающих, что урок с применением современных педагогических и
информационных технологий – это качественно новый тип урока. Учить и учиться с интересом
и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью
электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения. Для ученика это
существенное расширение возможности самостоятельной работы: заглянуть в любой
музей мира, провести лабораторный эксперимент – имитационное моделирование с
аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и
процессов. Основным показателем результативности школьных программ
информатизации является количество педагогов освоивших ИКТ-компетентность. Все учителя нашей гимназии научились
пользоваться интернетом, что позволило находить богатейший материал для
проведения уроков, внеклассных мероприятий. Учителя используют найденные в сети
Интернет презентации, модульные программы для интерактивной доски, анимации
физических и химических опытов, проверочные тесты, тесты в форме ГИА и ЕГЭ,
учебные фильмы. Кроме
этого используют учителя интернет и для решения таких проблем, как получение нормативных документов
с сервера министерства, получение информации о новых педагогических
технологиях, получение информации о конференциях, конкурсах грантах, отправка
заявок, докладов, получение программного обеспечения, переписка с коллегами и
друзьями, поиск единомышленников и коллег других городах и странах, выбор и
заказ книг в Internet магазинах с последующим получением их по почте либо
курьером, возможность диагностики профессиональных качеств. Учителя.
на уроке используют интернет для просмотра учебных фильмов в режиме он-лайн. Используется интернет и как
самостоятельное повышение квалификации учителей на основе информации,
содержащейся в сети. Наши педагоги начинают осваивать дистанционное
обучение. В этом году заместитель директора по УВР Кожевникова И. В. прошла
обучение дистанционно на курсах по теме: « Проектирование учебного процесса на
основе учета данных индивидуально-типологических особенностей личности
учащегося в условиях постмодернистского образования». Информационно-коммуникационные технологии
(ИКТ) в образовании способствуют раскрытию, сохранению и развитию
индивидуальных способностей обучаемых, активизации познавательной деятельности,
формированию информационной культуры, готовности к использованию средств
вычислительной техники. Начиная с 2007 года в связи с экспериментом по совершенствованию
структуры и содержания общего образования в начальной школе разрешено введение
предмета «Информатика» со 2 класса (письмо Министерства образования
«Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе» №957/13-13
от 17 декабря 2001 г.), что дает свои результаты. Наши четвероклассники в
прошлом учебном году приняли участие в городской олимпиаде по информатике, где
заняли второе место. Уже не один год учащиеся гимназии принимают участие в
международном конкурсе-игре «КИТ» (коммуникации, информатика, технологии). Учащиеся гимназии принимают
участие в различных дистанционных олимпиадах: В этом году
учащиеся впервые проходили обучение на курсах углубленного изучения информатики
«Юный дизайнер» в 5, 7 классах в сотрудничестве с программой «Школьный
университет» Томского государственного университета систем управления и
радиоэлектроники. Стоит
отметить, что на многих предметах учителя предлагают учащимся
выполнить задание в электронной форме, создать проект (сайт,
презентацию). В этом учебном году
девятиклассники впервые сдавали экзамен в форме ГИА по информатике. Качество – 78%, успеваемость – 100%. Уже не первый год выпускники
нашей гимназии сдавали итоговую аттестацию по форме ЕГЭ. Качество - 67%, успеваемость –
100%, средний балл – 55. Уже второй год наша гимназия
проводит диагностические работы по
математике по тестам ЕГЭ и ГИА, опубликованных на сайте Московского института
открытого образования (mioo.ru). Для эффективной подготовки к
итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов учителя математики используют
материалы открытого банка данных на сайтах mathege.ru и mathgia.ru. Ощутимую
пользу оказывает компьютер в моей работе завуча. Одной из наиболее трудоёмких
частей работы является расписание, его составление и осуществление замен
уроков. Для упрощения этих процедур используется редактор расписания «1С:ХроноГраф
Школа 3.0». Свидетельством эффективности
использования ИКТ в образовании является создание функционирующего сайта
гимназии. В 2010-2011 учебном году велась активная работа над официальным
сайтом гимназии. Теперь сайт стал официальным порталом гимназии, где своевременно
выкладывается вся информация о деятельности ОУ. Современные преобразования в российском образовании
происходят в эпоху стремительного развития высоких технологий, расширения
информационного пространства средствами Интернета, сотовой связи.